Юрий Цалер

Статья любезно предоставлена Игорем Цалером

В группе "Мумий Тролль" играют музыканты из Владивостока, но в их дальневосточную компанию затесался один уроженец Уральских гор – Юрий Цалер. Говорят, он в ответе за усложнение звучания группы, и вообще – штатный музыкальный "мозг" ансамбля. С выходом архивного альбома "Птица Зу" стало ясно, откуда родом гитарное пиршество нынешнего "Мумий Тролля": Цалер прошел основательный путь со своей собственной группой. Он пел и играл на гитаре, а помогали ему друзья и брат Станислав, севший за ударную установку. Записи группы "Птица Зу" лежали в тумбочке больше десяти лет. Наконец, Юра понял: пора их переиздавать.

Птица вылетает из гнезда

Первоуральск поражает своей неказистой простотой. Утопающие в зелени унылые домики, новостройки у пруда, в пятнадцати минутах ходьбы – суровые ландшафты в виде крутых утесов над рекой Чусовой. Однажды "Мумий Тролль" давали здесь концерт. Илья Лагутенко расхаживал по городу в ковбойской шляпе и в бушлате китайской народной армии, но ни один человек не подошел, не заговорил, не взял автограф – вот она, уральская выдержка!

В здешнем воздухе всегда витал творческий дух (воозможно, виной тому 6-валентный хром, щедро распыленный в воздухе). Наш дед Юрий Маркович часто пел еврейско-немецко-украинские песни, и все его дети и внуки связали свою жизнь с музыкой. Первые детские воспоминания – звуки битловского "A Hard Day’s Night" и детской пластинки о правилах дорожного движения в стиле джаз-рок. В семейном архиве есть фотография, на которой крохотный Стас Цалер ("Мумий Тролль", "Магнитная аномалия", ныне – группы Олега Чубыкина и Кати Гордон) слушает в огромных наушниках пластинку The Rolling Stones. А когда малыши слушают "Роллинг Стоунз", последствия непредсказуемы.

Гром грянул. Не доучившись в музыкальном училище, Юра Цалер увлекся панк-роком, Стас по примеру брата из-за музыки практически забросил учебу. Потом Юра все же вернулся к джазу, а Стас закончил эстрадно-джазовое отделение училища по классу ударных. Сработали традиции: ведь семья патриархальная, и традиции не сменяют одна другую в ходе революций, а наслаиваются друг на дружку и преют слоями, как листья в лесу.

Музыка нас связала

Братья перестали стричься и где-то шныряли допоздна, а это уже первый шаг к созданию рок-группы, которая возникла стихийно, на почве музыкального дуракаваляния в местном Дворце культуры. Сначала она называлась "МГО" ("Младшая группа оптимистов" – по аналогии с джаз-оркестром "Оптимисты", руководимым Александром Юрьевичем Цалером, папой Юрия), но потом по телевизору показали мультфильм, в котором некая Птица Зу не давала прекрасному принцу украсть волшебные яблоки. Название волей-неволей пришлось сменить. Ухмыляющийся Юра в грязных башмаках (гитара), серьезный Стас с нечесаной копной волос (ударные), смеющийся балагур Саша Ложкин (бас) и ироничный красавец Костя Крысин (гитара) – вот она, "Птица Зу" в классическом составе. С панковских времен сохранилось и фото в юрином паспорте – молодой человек с взъерошенными, чуть ли не вертикально стоящими волосами.

Юра заслушивал буквально до дыр диски и кассеты, учился играть все подряд и на всех инструментах. Из квартиры всегда доносились звуки: то гул контрабаса, то пронзительный голос саксофона, но чаще всего – переливы фортепиано. У Юры совершенный слух. Мне кажется, если при нем разбить об стену бутылку, он подойдет к пианино и тут же сыграет звук бьющегося стекла.

Однажды в Юриной квартире появилась коробка с синенькими дисками – это были копии альбома "Старым девам от молодых кавалеров". Главное в пластинке – это ощущение городского блюза, одновременно романтичного и циничного. Герой песен живет в мрачноватом мире, но держится на плаву и шлет свои послания из слов и звуков. Ирония и словесные игры всегда сочетались у группы с серьезным подходом к музыке: парни не любили простой грохот и не удовлетворялись тремя аккордами – даже в панковский период. Главным хитом стала песня "Кошка". Фраза "кошка на кошке, лапка на лапке, целуй мою кошку, все будет в порядке" в один момент стала заклинанием. Сняли даже клип: меланхоличные участники "Птицы Зу" в одинаковых черно-желтых толстовках ходят по какому-то ангару и качаются на качелях.

Мумий Тролль против Птицы Зу

Когда умер Александр Ложкин, в группе многое изменилось, многое пошло не так. На концерте, когда на басу играл уже Владимир Соболев, Юра посвятил песню умершему другу и сказал, что его уже нет с нами. "А что с ним?" – раздался зычный крик из зала. "Да слушайте", – даже как-то буднично сказал Юра в ответ, и в этой фразе были и тоска по другу, и нежелание объяснять необъяснимое. Этот момент сохранился в моей памяти, как фотоснимок: в том темном зале никто больше и не заметил той реплики, которая скоро утонула в звуках музыки.

На тот момент парни уже насочиняли новых песен – более лиричных и сложных. А под боевики типа "Двадцати лет" или "Дай мне яд" публика буквально сходила с ума. Перед глазами мелькали дрыгающиеся тени в кепках, бегающие между рядами силуэты, руки... "Птица Зу" всегда выступали последними, их ждала публика (название группы легко скандировать хором), они были настоящими героями. На концертах было ощущение, что прямо тут, на твоих глазах делается история.

А потом все разбрелись по домам. Юра набегами бывал в Москве. Ему там нечего было есть – а ведь приходилось еще и попугая кормить. В памяти сохранились какие-то смутные образы из тех времен, когда Юра с кем-то созванивался по поводу работы в "Мумий Тролле". В те времена по телевизору начали крутить песню "Кот кота", а Юра работал в Москве с разными музыкантами. Думаю, он отнесся к предложению работать в "Мумий Тролле" как к очередному прослушиванию. То же самое было, когда Стас поехал с "Мумий Троллем" в тур. Это просто работа, не очень отличная, скажем, от работы дворника или бухгалтера. Начало "Мумий Тролля" стало концом "Птицы Зу".

Птица Феникс

Стас придумал обложку следующего альбома группы: это была бы фотография голубого неба без всяких подписей. Но потом все исчезло, как-то отложилось до лучших времен, которые – вот незадача – все не приходят и не приходят. Студийные пленки с записанными песнями куда-то пропали, и когда пришла идея выпустить неизданное "Птицы Зу", Юра воспользовался записями, отцифрованными прямо с компакт-кассет. Некоторые песни были записаны просто ради смеха во Дворце культуры на подручной аппаратуре, но звучат так, будто их сводили маститые продюсеры в настоящих студиях. Сейчас альбом стал обязательным к прослушиванию у каждого фаната "Мумий Тролля": все-таки это подводная часть айсберга истории их любимой группы, артефакт из прошлого, из странного места под названием Первоуральск.

Странно осознавать, что кто-то слышит эти песни впервые, ведь я знаю их наизусть уже несколько лет. Лично для меня "Птица Зу" – одна из самых самобытных групп недавнего прошлого, а их единственный альбом – краеугольный камень музыкальной части моего сознания. На Урале группа считается легендой, тут до сих пор есть ее поклонники – иногда я встречаю их в продуктовом магазине. Они спрашивают меня: "Ну, что там с «Птицей Зу»?" И теперь я могу им ответить: "Не так уж плохо".

Из первых уст

Юрий Цалер: "По-моему, "Птица Зу" была совсем неплохой группой. Можно сказать, что мы с "Мумий Троллем" развивались параллельно, они во Владивостоке, мы – в Первоуральске. Музыка у нас чем-то похожа или, по крайней мере, имеет общий корень. Тот гитарный рок, что я играл в "Птице Зу", пришелся кстати в "Мумий Тролле" Сегодня наша тогдашняя музыка звучит очень актуально, можно сказать, что мы опередили время лет на 10".

Константин Крысин: "Я думаю, к какой группе, как "Птица Зу", публика еще не была готова. У нас был успех, но мало кто понимал музыку, которую мы делали. Например, на самом первом нашем концерте, на физфаке УПИ, мы сразу включили гитарный эффект "квакер", который до нас в Свердловске никто не использовал. Потом делали перегруженную гитарную завесу, от которой все вокруг просто шалели".

Станислав Цалер: "Я сравниваю "Птицу Зу" с английской группой The Stone Roses, которая нашумела в конце 80-х, выпустила один альбом и развалилась, но зато повлияла на всех, кто был после них. У нас было что-то такое. Впоследствии я встречал много музыкантов, в том числе очень известных, которые признавались, что в юности слушали "Птицу Зу".

Владимир Соболев: "Я считаю, что настоящая "Птица Зу" была до смерти Саши Ложкина. Настоящий панк, настоящее творчество, ни на что не похожее. Никто в округе не играл на гитаре, как Юра, никто не барабанил, как Стас. То, что было потом, уход в лирику – это уже был кризис. Я играл в разных группах, но когда меня позвали в "Птицу Зу" – это было как манна небесная, ведь на вакансию в такую крутую группу выстроилась целая очередь басистов! Но подошел я, что приятно".





Нужно отметить - недавно  приглашали Юрия гостем портала на Первоуральск.Ру - очень интересно получилось.

Вот симпатичное  из "Птицы Зу": 

Ау-ау-ау



Дай мне яд



Фак ю



Кошка



Старым девам



А из "Мумий Тролля"  дико нравится вот эта песенка:



Оставлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи, .