Из провинции – с коннектом
Опыт Интернет-провайдера «Интерра» я считаю уникальным, в том смысле, что предприятие действительно основывалось с так называемого «нуля» и разрасталось по Свердловской области из одного небольшого города Первоуральска.
Основывать и «разрастать» было непросто. В первую очередь потому, что в двухтысячном году каналов в Первоуральск было всего два: УСИ (тогда «Уралтелеком») и ТТК (тогда ЗАО «Уральские мобильные сети»). У представителей МРК ловить было однозначно нечего, но и до железнодорожной станции, где было оборудование ТТК, нужно было ещё добраться (расстояние пять километров). Для проработки темы знакомился с провайдерами Екатеринбурга. Был, в частности в «УралРелком», «Глобале», «Новаторе», «Эрланге», «Троне», у разработчиков системы SKYMAN (Акулов, превед!) и много ещё где. Общий язык удалось найти только с «Уральскими мобильными сетями». Деньги в ту пору подобные структуры ковали тотально – присоединяемое лицо оплачивало трафик (помегабайтно!) плюс аренду канала (из Екатеринбурга в Первоуральск). Причем, нам же пришлось возиться с «последней милей».
На вариант с радиоканалами плюнули сразу, по причине сложности рельефа и устрашающей цены «революшенов». Зато удалось решить вопрос с медной парой, которую удалось хитрым образом собрать на линиях разных ведомственных принадлежностях. Суммы, действительно близкой к незначительности, хватило в аккурат для того, чтобы зарегистрировать предприятие, выкрутить первый комплект лицензий (Турыгин, превед!), скоммутировать вышеупомянутую пятикилометровую медную пару на мощные дээсельные модемы точка-точка и купить серийный телефонный номер для модемного пула.
Что касается самого названия «Интерра» - словообразование сначала появилось, а уже потом обросло трактовками. Самая популярная расшифровка: «ин терра» - «в земле». Если вспомнить, что мы именно кабельный оператор, то смысл действительно есть.
Итак, 8 июня 2001 года мы включили свой первый построенный канал в Интернет, первый сервер, собранный буквально «на коленках» Денисом Перминовым. Цены на Интернет в Первоуральске тогда были особенно зверские, поэтому наш узел стал чем-то вроде манны небесной. Спрос на услуги оказался настолько велик, что пришлось срочно решать что-то с дохлой медью до станции и определяться с технологией последней мили до абонента.
Как раз в этот момент железная дорога дотянула своё стекло до городской АТС – брать телефонную емкость и вообще присутствовать. Наш узел был неподалёку. И, разумеется, я приложил все усилия, чтобы уговорить «транстелекомовцев» разрешить врезку в эту оптику. Не то что бы они «разрешили», скорее, выдали схему волокон в кабеле и закрыли глаза на то время, которое требовалось для сварки муфты. А кто варил? А кто же его знает, кто варил…
С абонентской последней милей получилась отдельная история. В то время в умах бродили всякие бредовые идеи: Интернет через линию электропередач, через лазерные лучи, инфракрасные… HomePNA – была точно такой же фантастической мулькой. В идеале-то выглядело всё хорошо: обычная двухжильная полёвка, на которую с одной стороны садится нечто вроде коммутатора, а с другой стороны полевого провода методом параллельных скруток – много-много абонентских окончаний.
В лабораторных условиях эта тема действительно работала. Но чуть её выносили за пределы помещения, как она становилась капризной как чёрт знает что – устройства зависали, даже когда на небе появлялось маленькое облачко. Про грозу молчу в принципе – устройства гибли как камикадзе на амбразурах.
Вдоволь наэкспериментировавшись с HomePNA и ещё кое-какой ерундой, мы перешли к простой и надёжной схеме построения сети на кабеле П-296. Данный кабель я вообще считаю эпохальным, поскольку конкретно на нём мы эффективно строились последующие пять лет. С этого момента число пользователей непрерывно росло, мы охватывали новые территории в различных районах города.
Предприятие, между тем, обрастало сотрудниками. А в 2002 году по ряду более или менее случайных обстоятельств мы открыли свой первый филиал в городе Качканар. На тот момент правильнее было бы сказать – «филиальчик». Но именно там «Интерра» получила главную ценность в лице директора филиала Олега Кузнецова – настоящего подвижника Ethernet-технологий.
Именно в Качканаре мы накопили кое-какой опыт работы с филиалами в принципе. И решили масштабировать его на соседний город Ревда – благо недалеко. В 2004 году нам удалось это сделать, причем на базе уже собственного офиса. Нужно отметить, что на тот момент «Интерра» обслуживала более пяти тысяч клиентов во всех городах присутствия.
Отдельные слова хотелось бы сказать о конкурентах. Люди, они, безусловно, золотые, особенно УСИ. Но встречались и совершенно необычные разновидности из числа «продвинутой пионерии». Помню, приезжали какие-то суровые пацаны из Ревды и долго возмущались, что мы, мол, их «поляну топчем». Слово за слово, выяснилось, что приехали «инвесторы» одного из местных пионеров-сетестроителей. Засадив хозяйские деньги не по назначению, «пионер» не придумал ничего лучше, как указать причиной всех бед конкретно «Интерру». Мы постарались объяснить суровым парням, что их попросту дурят. Объяснение их удовлетворило и они уехали. Что потом произошло с «пионером» – неизвестно, но больше мы об этой сети не слышали…
В 2005 году открыли филиал в Лесном. Дело, мягко говоря, оказалось непростым. В первую очередь – в силу закрытости города и возникающих вследствие этого обстоятельства перегибах. А первая беседа нашего представителя с чиновником от ЖКХ выглядела так:
- Скажите, как можно заключить договор на прокладку кабельных сетей с ЖКХ? Мы хотим прокладывать кабели с крыши на крышу.
- Для чего?
- Мы будем осуществлять услуги Интернет.
- А почему вы пришли к нам?
- А кто еще отвечает за жилой фонд, кто еще может нам дать разрешение работать на крыше?
- Я ничего не пойму, для чего вам крыша нужна?
- С крыши на крышу мы будем перебрасывать кабель, а дальше будем осуществлять разводку внутри дома для желающих подключиться к Интернет.
- Да я вам гарантию даю, что вы сегодня прокинете кабель, а завтра его не будет.
- В Качканаре или в Первоуральске весь город прокинут и таких случаев не было. А в благополучном Лесном его унесут?
- Я с вами разговариваю как с инопланетянином. Что вы хотите сделать, для чего кабель с крыши на крышу бросать?
- С одной крыши бросаем кабель на другую, там устанавливаем коммутатор, от него бросаем кабель дальше. В случае, когда клиент в письменном виде сделает запрос на подключение, то мы делаем разводку внутри дома и подсоединяем его к Интернету.
- А если клиент не захочет?
- Так это наши проблемы.
- Ну дадим вам разрешение, и что, вы начнете от балды прокидывать кабеля? Да и откуда начнете?
- Ближайшая девятиэтажка к центральной вахте и дальше по всему городу.
- И вы в состоянии это сделать?
- Так уже сделано в Первоуральске и Качканаре, в чём отличие от нашего Лесного?
- Несите ваши регистрационные документы, схему прокладки кабелей по городу. А дальше – посмотрим…
Вообще, в том году мы строились очень продуктивно, вследствие чего объем абонентской базы вырос до десяти тысяч точек по всем городам. Много клали оптики по городам, сформировали собственную команду сварщиков. Кажется, в этот период мы переболели «детскими болезнями» типа VoIP и IPTV. По счастью, иллюзии исчезли быстрее, чем мы успели понести какие-то существенные затраты.
А в 2006 году мы ощутили серьёзную нехватку магистральной емкости на узле в Первоуральске. Крутили и так и этак – негде было взять. Ну один Е1, ну два – ещё реально было выклянчить у сотовиков. А дальше всё, край. И это, между прочим, в эпоху начинающегося безлимита… И только сложившейся ситуацией можно объяснить те дурацкие потуги со спутниковым Интернетом, которые мы пытались осуществить.
Но в конечном итоге взялись за героическое - согласование, проектирование и строительство собственной оптоволоконной линии связи по маршруту Первоуральск - Екатеринбург с выходами в поселках Новоалексеевское, Хрустальная, Решёты, карьер «Гора Хрустальная», биатлон, «Ашан». Строительство ВОЛС шло два года, примерно в три психологических фазы:
1. Начнем потихоньку, а там видно будет…
2. Вот впутались, стройка деньги просто шрёдером жрёт…
3. Совсем немного осталось, крепитесь, братцы!
Параллельно проектировался филиал в Полевском. Этот город, на мой взгляд, расположен совершенно необычным образом – несколько на отшибе, вдали от оживлённых магистралей. Там даже на железной дороге нет оптоволокна – я не знаю почему. Естественно, там силен тот, у кого оно есть (УСИ), и само собой – внакладе не останется тот, кто притащит альтернативу (мы). Ибо альтернатива – это конкуренция. А конкуренция – это всегда правильный стимулятор в бизнесе.
2008 года прошёл под лозунгами «лучше циско может быть только циско» и «оптика до дома». Мы ввели обширную линейку безлимитных тарифных планов, как для физических, так и для юридических лиц. А суммарный объем активных абонентов компании достиг двадцати тысяч.
Соответственно – к кризису мы подошли относительно подготовленными. И когда грянул гром и корпоративный клиент лег напрочь, то «физики» всё-таки остались. И теперь именно они формируют львиную долю выручки предприятия.
Вообще, технология «создания провайдера с нуля» подразумевает некую ментальную «гонку за лидером». Сначала мы набираем абонентскую базу, затем меняем идеологию подсчёта трафика на безлимитную, затем опять набор абонбазы, снижения цен, расширение каналов, усиление мощности и так до бесконечности… А когда благодарные абоненты спрашивают, когда же нас сожрут провайдеры беспроводного Интернет, я всегда отвечаю, что произойдут два события: операторы беспроводки займутся кабельным Интернетом и кабельные провайдеры освоят беспроводной Интернет. Ибо Ethernet действительно «может гораздо больше, чем ему положено по стандартам».