Интернет, как медиареволюция
Интернет, как медийное пространство, неумолимо набирает критическую массу, становясь фактором, способным действительно изменять мир. Нечто похожее уже было когда-то с печатной прессой, радио и телевидением. И в восемнадцатом/девятнадцатом веках газеты, действительно, пользовались колоссальным влиянием.

Особенно было эффектно, когда 30 октября 1938 года, во время трансляции радиопостановки романа Герберта Уэллса «Война миров», в Соединенных штатах началась паника – граждане были уверены, что мир действительно захватывают пришельцы. Это волшебство впоследствии использовалось многократно, в том числе, и не в слишком благих целях – всем известно, какое значение придавали тотальной радиофикации Иосиф Сталин и Йозеф Геббельс.

Старший брат радиоэфира почти дословно повторил судьбу младшего – телевидение настолько прочно въелось в быт среднестатистического гражданина, что иногда даже кажется, что чересчур. И если в прежние века, приходя домой, каждый двадцатый брался за газету, то теперь за телевизионный пульт хватается каждый второй. Не без основания телевизор называют «духовным мусоропроводом» - потребитель особо не выбирает поглощаемое содержимое (все телеканалы устроены по одному принципу), он есть то, что ему дают.

Интернет же с рождения стали позиционировать как следующее медийное звено – после радио и ТВ. И строить соответствующие надежды. Но, как это часто бывает, первыми на мечте погрелись всевозможные проходимцы и авантюристы. Это была эпоха «дот-комов», чем-то созвучная периоду «МММ»: пользуясь сумасшедшим интересом к инновациям, жулики надували инвестиционные пузыри до тех пор, пока они не начали массово лопаться по всему миру. Главным для создателей таких компаний оказалось вовремя спрыгнуть с несущегося под откос поезда. Отмечу, что некоторым это удалось. Тем не менее, к наступлению третьего тысячелетия мир успел поговорить об инновационной экономике и разочароваться в ней до полного краха.

Однако, упав до нуля, онлайн бизнес вновь начал подниматься. Теперь уже с настоящими, а не искусственно надутыми финансовыми мускулами. И зазвучали дифирамбы – мол, растет следующее поколение медиа, которые вырастет и всех сожрет (помните фразу из фильма - «а скоро будет одно сплошное телевидение»?).

Так ли это? Мне думается, не совсем. Это не следующее поколение медиа, это ДРУГОЕ медиаизделие. Из числа тех, которые прочитал (посмотрел) и закрыл, а не щёлкнул пультом, и заснул перед мерцающим экраном «зомбоящика». И здесь особенно важны не объекты, а субъекты воздействия - те, кто внезапно осознал великую силу того медиа, через которое он обращается к массам. В этом смысле Интернет – наиболее удачный симбиоз из трех предыдущих эволюционных ступеней сразу: печатной прессы, радио и визуального ряда. А насколько революционен данный продукт – это мы ещё увидим. И думаю, очень скоро.